Красота и «Корона»

11 сентября в Санкт-Петербурге  прошел четвертый международный «Конкурс красоты и таланта «Невская Краса 2020» для девушек на инвалидных колясках.
Очень жаль, что коронавирус и связанные с ним ограничения на проведение массовых мероприятий, не позволили провести конкурс открытым. Хотя площадка позволяла. Здание современного интерактивного музея Исторического Парка «Россия - моя история» на ул. Бассейной,32  поражает своим размахом и монументальностью. По количеству посетителей, которым следовало бы присутствовать, оно выбрано верно. Да, да именно следовало. Я считаю, что на подобные мероприятия надо водить людей в воспитательных целях. И очень жалею, что в этом году не смогла привести своих сыновей смотреть конкурс.


По своему замыслу, выбор места для проведения конкурса идеологически правилен. Ведь интерактивный музей – это место где «вершится» история. Как иначе можно относиться к историческим экспонатам, которые можно поменять по щелчку мыши, которые проецируются на стену с компьютера. Сама возможность изменения данных в исторической летописи таким простым способом, является прекрасным политическим решением. Но речь не о политике. Конкурс красоты в стенах музея истории, как бы сам становится частью исторических событий. Причем такой частью, которая должна бы привлечь максимальное внимание общественности.    
У меня связаны  этим конкурсом особые, глубоко личные эмоции. Основаны они на парадоксе сочетания двух понятий «красота» и «инвалидность». Разве глядя на красивую женщину в инвалидном кресле не жаль ее переломанной судьбы? Разве не все истории девушек участниц делятся на до и после личной катастрофы? А все достижения и все события после, звучат с оттенком «вопреки»?

Что мы ощущаем глядя на условно здоровую красивую женщину? Мужчины, возможно, желание обладать. Женщины, возможно, зависть. Вряд ли сейчас кто-то способен восхищаться красотой вообще как картиной или скульптурой. Уж больно много этой красоты выставляют нам напоказ со всех страниц социальных сетей и глянцевых журналов. Неужели нам надо еще и красоту на инвалидной коляске посмотреть для разнообразия?

Кто из вас не опускает глаз, когда встречает инвалида на улице? Неловко разглядывать? Или думает надо помочь преодолеть бордюр, подержать дверь? Конкурс намного глубже, чем красота или талант.

Любая красавица неотделима от своего физического тела, тепла, запаха, движения. Но также и от своего характера, настроения, выражения лица, мысли, ума и действия и результата. Только за дела и поступки, за гражданскую позицию, за вклад в социальную жизнь женщина получает и уважение и место в обществе. Не важно, как она передвигается на ногах или колесах. Не важно, красива она или обычна. Если она всего лишь потребитель социальных благ, который привык впитывать, а не отдавать, поглощать, а не производить, вы увидите в ней лишь пустоту.

Я говорила в начале, что история каждой участницы это преодоление личного горя. Да, вопреки инвалидности девушки ездят по миру, рисуют картины, танцуют или поют. Но из года в год истории многих женщин не о том, что случилось после катастрофы, а о том, что случилось благодаря ей. Истории о том, чего они добились, что возглавили, куда вступили, чем руководят, где участвуют, кому помогают. И именно это надо показать и увидеть на конкурсе! Не красоту, не талант, а полноценность людей на коляске как членов общества. Увидеть людей на коляске среди жюри, услышать их звания, общественные достижения. Увидеть организаторов и волонтеров, увидеть зрителей на коляске, исполненных чувства достоинства и внутренней красоты не меньше, чем конкурсантки.

Но чтобы увидеть и понять, надо побывать там, соприкоснуться, сопережить. Коронавирус не позволил провести конкурс «Невская Краса 2020» открытым для посетителей. Мероприятие получилось закрытым, скрытым и это большая печаль. Мощнейшее социокультурное событие мы получили в заочном виде: в контакте https://vk.com/nevskaiakrasa , инстаграме, фэйсбуке, на ютубе. В виде обрывков, цитат, купюр, отголосков. В виде всего того информационного потока, который пронесся мимо. Событие, которое произошло не с нами.

Конечно, благодаря стараниям организаторов, конкурс «Невская Краса 2020» все-таки был проведен на высоте. Девушки поучаствовали в фотосессиях и мастер классах, съездили на экскурсии и получили множество эмоций. А также подарки от спонсоров, которые поддержали конкурс из уважения к организатору Ягановой Юлии Викторовне и ее большому Делу. Компания ООО «Несиделки» тоже внесла свою лепту, кроме подарков, снабдив мероприятие масками и антисептиками. Надеюсь, мы помогли сохранить здоровье, обеспечили безопасность и противовирусную защиту. Все красавицы уехали домой титулованными, веселыми и без признаков орз!

P.S.
Я слишком давно работаю в сфере товаров для инвалидов. Возможно, профессиональная деформация позволяет писать мне эти слова, которые кому-то могут не понравится. Но я искренне убеждена, что сейчас в век компьютерных технологий, когда большинство людей проводит на работе сидя за компьютером, уже не столь важно в офисном кресле или инвалидном. 

Коронавирус рассадил всех по домам, запер двери. Около двух месяцев все были узниками квартир. В таких условиях выход из дома на своих двоих был также невозможен, как и выход на коляске. Проблемы доступной среды в это время просто не существовало!  И даже спустя пол-года, половина моих знакомых работают дистанционно. Продукты кто-то по привычке заказывает с доставкой на дом. Мы живем с оглядкой и опаской а не запрут ли нас снова?

А что если выход в интернет и употребление информационного контента это и есть наше будущее? Если интернет становится окном в мир, способом общения и самовыражения, средством для получения заработка или знаний. Всеобщая цифровизация и информационный продукт главенствуют в мире. А под знаком «короны», при закрытых дверях и закрытых границах проблема физического перемещения в пространстве просто перестанет существовать. В чем тогда разница между обычным пользователем сети и пользователем на коляске? Возможно в том, что среднестатистический человек не привык к ударам судьбы, не привык бороться и, в общем-то, морально более слаб?

Кто вообще способен произвести на свет информационный продукт полноценнее? Когда вы видите в социальных сетях отпускные фото знакомых, они почему-то вызывают раздражение: «вот, на солнышке греются, а я тут сижу…» А если увидите человека на коляске, на морском берегу, наоборот, хочется сказать: «Молодец, так держать»!

Как «производитель контента», человек нехваткой ума, скудоумием суждений разве не вызывает больше жалости, чем человек с недостатком двигательных функций? А нравственная деформация, подмена духовных ценностей ложными, выпячивание их напоказ в соцсетях, разве не страшнее телесной деформации? 

Мы слушаем Людвига Бетховена, любуемся картинами Фриды Кало, неспособны осмыслить изыскания Стивена Хокинга в физике и восхищаемся президентом Франклином Рузвельтом. Мы уважаем их дело и результаты упорного труда без оттенка жалости и уж точно без скидки на их неполные физические возможности.

Ильина Ирина 24.09.2020