Круглый стол "Актуальные вопросы оказания медико-социальной помощи больным на постгоспитальном уходе"

25 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге благотворительная организация "Каритас Санкт-Петербург" провела круглый стол

25 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге благотворительная организация "Каритас Санкт-Петербург" провела круглый стол для специалистов социальной сферы. В ходе трехчасовой дискуссии профессионалами обсуждались такие важные вопросы как:

-межведомственное взаимодействие в реализации медико-социальной помощи гражданам при организации службы социальных участковых.

- опыт гериатрического медико-социального центра

- опыт Патронажой службы Каритас по сложным вопросам с которыми сталкиваются родственники тяжелобольных.

- обеспечение инвалидов ТСР и порядок выплаты компенсации, где спикером выступил представитель компании ООО "Несиделки". Мы всесторонне осветили вопрос как получить бесплатно средства реабилитации по ИПР, можно ли купить их самостоятельно и сколько денег государство вернет в этом случае за каждый вид изделия. Тем, кому интересна эта тема, можно узнать подробности в отдельной статье - размер компенсации в 2019 году за самостоятельно приобретенные ТСР.

Этот семинар был действительно важен, ведь многие пациенты и потребители социальных услуг сталкиваются с необходимостью в них, находясь на больничной койке. Именно в больнице им больше всего нужна информация о предоставлении дальнейшей социальной помощи после выписки: уход социального работника или сиделки, средства реабилитации и пр. Но простая дискуссия показала, что даже специалисты работают в рамках своей узкой квалификации и не ориентируют обывателя в комплексе необходимых государственных услуг, да и сами не всегда хорошо ориентируются.

Алексей Чесноков, заместитель глав врача по клинико-эксперной работе "Городского гериатрического медико-социального центра" рассказал, что при организации гериатрической службы в Санкт-Петербурге более 20 лет назад замысел был таков. Врач гериатр, который появился в каждой поликлинике, должен был передавать нуждающегося пациента в органы социального обслуживания, ведь именно этот специалист в состоянии оценить способность пожилого человека к самообслуживанию, определить степень его нуждаемости в социальной помощи на основе показателей здоровья. Стать переходным звеном от министерства здравоохранения к министерству социальной защиты. Но до сих пор есть множество препятствий, в том числе передача персональных данных из одного ведомства в другое.

Для решения этой проблемы в настоящее время, время электронных систем, создана государственная межведомственная комиссия, которая призвана решить какие именно данные можно передать при взаимодействии разных ведомств, в том числе негосударственных. В состав комиссии входит: кроме комитета по здравоохранению и социальной политике, администрации района, учреждения социальной защиты, учреждения здравоохранения, с другой стороны законодательное собрание, нко, общественные организации и коммерческие структуры. Главная задача защитить при этом потребителя услуг, чьи данные передаются, от мошенничества и доступа случайных лиц. Результатом работы комиссии станет "Единая электронная медкарта", которая, надеюсь, облегчит в будущем получение помощи каждому гражданину, особенно пожилого возраста.

Сейчас насчитывается 1млн250тыс пожилых жителей Петербурга. Профиль пожилого человека в Санкт-Петербурге (в возрасте 60 лет и старше), по данным врачей - гериатров таков:

- каждый имеет по 5-7 хронических заболеваний

- 74% регулярно употребляют лекарственные средства и вызывают скорую помощь

- 50% имеют затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице

- 31% имеют заруднения при самообслуживании

- 8% совсем не выходят из квартир

- 5% приковано к постели

Среди пенсионеров:

- 93% неработающих граждан

- 64% из них обладают значительным количеством свободного времени и часто обращаются за медицинской помощью

- потребность в медицинской помощи от 60 до 70 лет возникает у 19% людей

- поребность в медицинской помощи от 80 лет и более возникает у 90% людей

Затраты на медицинскую помощь категории граждан в возрасте 60+ в 7 раз больше чем в группе от 20 до 60 лет.

Уже 18 лет гериатрическая служба снижает показатели обращений за мед. помощью и уменьшает затраты минздрава при помощи устройств тревожной кнопки. Это разновидность социальной, а в данном случае медико-социальной помощи когда пожилой человек может в любой момент связаться с оператором-врачом и сообщить о своих проблемах, чаще всего связанных со здоровьем. Поэтому звонки принимает медсестра, грамотно консультирует, в результате чего лишь 10% позвонивших обращаются в скорую помощь, остальные получают совет и решение не медицинских, а зачастую бытовых проблем. Врач-гериатр или медсестра периодически проверяют состояние здоровья пациентов при личном визите, корректируют данные в базе. Всего 650 тревожных кнопок работают на данный момент в городском гериатрическом центре, а за весь период работы Службы услугой воспользовались 14000 абонентов. Кроме пожилых дополнительно обслуживается группа пациентов с аппаратами искусственной вентиляции легких.

Еще одной разновидностью превентивных мер для улучшения здоровья пожилых граждан являются школы пациентов по различным заболеваниям. Во многих поликлиниках проводятся такие школы, а в поликлинике при Городском гериатрическом центре на Рижском, 21 существуют 5 школ:

- школа сахарного диабета

- школа артериальной гипертензии, которая рекомендована всем, ведь именно этот диагноз чаще всего приводит к обращению за медицинской помощью. Пациента учат жить с высоким или низким давлением, принимать самостоятельно правильные меры в случае скачков давления.

- школа боли, которую посещают люди с заболеваниями позвоночника, суставов, коленей, бедер

- школа урологии для пациентов с недержанием мочи или аденомой предстательной железы

- а также школа по уходу за лежачими пациентами, для родственников .

Тамара Бондаренко, представитель Комитета по социальной политике рассказала о грядущей инновации - организации Службы социальных участковых, над созданием которой сейчас работает правительство города Санкт-Петербурга. Эта служба в том числе будет выявлять нуждающихся в социальных услугах граждан. Ходить на дом, оценивать способность пациента к самообслуживанию и нуждаемость в социальных услугах, оформлять документы ИППСУ, т.е. индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Служба социальных участковых должна убрать бюрократическую преграду между нуждающимся в услугах и организацией их предоставляющей.

В настоящий момент существует заявительный порядок получения услуг. Т.е. нуждающийся гражданин должен заявить свое требование, после чего услугу ему предоставляют. Но многие пожилые люди просто физически не могут дойти до ведомства, чтобы подать заявление, а некоторые не знают о существовании социальных услуг и способах их бесплатного получения. Им нужна информация и маршрутизация. Т.е. им надо узнать, что им полагается и куда за этим обратиться. Раньше существовала организация СОБЕС, которая совмещала в себе функции ОСЗН (органы социальной защиты населения), КЦСОН (комплексный центр социального обслуживания населения), ПФ (пенсионный фонд), МФЦ (многофункциональный центр). Сегодня пожилой человек просто не понимает куда обратиться, поскольку привык обращаться по любому вопросу в собес.

Надеемся, что государственные меры медицинской и социальной помощи будут разработаны, внедрены и пойдут исключительно на пользу пожилого населения. Круглый стол помог осветить имеющиеся проблемы, которые многие специалисты сферы социальных услуг уже не видят за рутиной рабочих будней и конечно не в состоянии решить самостоятельно. А также дал подсказки и полезные советы как можно улучшить нашу работу, что можно сделать в рамках имеющихся полномочий для оказания качественной социальной помощи.

Не случайно местом проведения встречи стала площадка Центра развития некоммерческих организаций crno.ru на Лиговском пр. д 87. Эта уникальная компания помогает другим некоммерческим организациям в обмене опытом эффективной работы, оказывает поддержку НКО в рамках проекта "чувство локтя". Примером такой поддержки может служить проект "Профессиональные пятницы" - это встреча для специалистов одного профиля: юристов, волонтеров, проект-менеджеров на которой можно вдохновиться чужим профессиональным азартом или поучиться на чужих ошибках, в том числе по привлечению грантов. ЦРНО может провести опрос в рамках интересов НКО, например какой приемлемый уровень зарплат для сотрудников, каковы юридические риски проекта и пр.

Выражаем благодарность организаторам - благотворительной "Патронажной службе Каритас" caritas-spb.ogr.ru Их миссия - повысить качество жизни тяжелобольных людей через обучение ухаживающих лиц. Для чего они уже много лет индивидуально и в группах обучают родственников больных, социальных работников, специалистов по уходу. Ведут группы психологической поддержки. Медсестры Каритас даже выезжают на дом к больному для обучения родственников на месте.

Для групп 8-10 человек Каритас разработала обучающий курс "Основы ухода за лежачими больными" рассчитанный на 32 часа (4 занятия по 8 академических часов). Кроме того, проводятся семинарские занятия продолжительностью от 2 до 4 часов более чем по 30 различным темам. Каритас имеет не только опыт, но и материально техническую базу на ул. Рябиновая, 18, для проведения занятий, методические брошюры. Прокат инвалидной техники или выдача во временное пользование средств реабилитации, также входит в сферу деятельности "Патронажной Службы Каритас" в Санкт-Петербурге.